Стереотипы восприятия

Опубликовано: Февраль 26th, 2015

стереотипы восприятияИнтересное слово стереотипы слышали все, и даже наверно точно не понимая, что оно значит, частенько его употребляли. А, что же оно значит в точной формулировке? Стереотипами считаются стабильно повторяющиеся различного рода цепочки в виде шаблонов, паттернов, различных мыслей или чувств, а также и поступков. Немного отличается от Вашего обычного понимания этого слова, не так ли? Также стереотипами считают привычные для Нас способы восприятия и реакции на различные ситуации. Если упростить – это как бы конкретно, Наш индивидуальный способ мышления и осмысления реагирования на окружающий мир. В, ещё более простом виде – это выглядит как искусственно обособленные фрагменты из нашего обычного поведенческого репертуара.

Также стереотипами считаются отдельные грани от структуры самой личности, но эти грани не существуют как бы изолированно, и сами по себе они являются частью личности. Их взаимная связь и уровень степени выраженности, в общем-то, и создают личность. Выходит так, что у некоторых людей отдельные грани выступают заметно резче, что приводит к тому, что некоторая часть стереотипов проявляется чаще и более выражено, а у других именно эти же грани более сглажены и подобные стереотипы имеют своё проявление реже.

Отметим то, что стереотипы – это фактически привычные маршруты, которые создаёт наше внимание, речь идёт о проявлениях непроизвольного внимания. Такие маршруты становятся результатом ранее полученного жизненного опыта, а также они являются частью воспитания и даже наследственности. Просто представьте парк с дорожками и тропинками по, которым обычно гуляют люди, так вот стереотипы тоже можно пояснить как эти дорожки и тропинки, которые привычно используются, Нашим вниманием.

Значит стереотипы – это зло? Зачем же Нам стереотипный вариант поведения? На основе этого хочется вспомнить соображения довольно известного учёного. Собственно Мы здесь и далее будем пользоваться некоторыми соображениями из книги Роберта Чалдини – «Психология влияния». Эту книгу можно считать одним из самих глубоких и вместе с этим доступных вариантов исследования психологии в области использования существующих вариантов стереотипов. Этот автор очень подробно и понятно раскрывает некоторые из наиболее часто использующихся манипуляционных стереотипов. Но Мы не будем сильно загружать эту статью обширностью фрагментов их лучше вынести как части отдельной страницы.

Стереотипы в психологии влияния

Главная цель – это стремление к осознанию, что выражается в регистрации и последующем выслеживании всех известных Нам стереотипов. В связи с этим хочется вспомнить максиму дона Хуана, которая рассказывает о том, что – «настоящий воин должен осознавать всё и всегда», как бы помогает задать ясные и при этом недвусмысленные ориентиры, которые направлены на путь движения для усиления осознания.

А есть ли возможность избавления от стереотипов? Вопрос конечно спорный, но определённо то, что можно осознавать наибольшую часть стереотипности поведения и в большой мере его хоть как – то скорректировать. Стоит допустить, что переломный момент полнейшего избавления от части стереотипов может произойти с помощью потери человеческой формы.

Но будем более конкретными, далее рассмотрим всё многообразие стереотипов разделённое на три крупные категории:

  • Стереотипы восприятия и последующей оценки.
  • Стереотипы из категории реагирования.
  • Стереотипы из категории мышления.

Естественно надо понимать, что все они заметно, взаимосвязаны. Ведь очевидно то, что восприятия и последующая оценка связаны с общим процессом мышления. Понятно и весьма очевидно, что реагирование неразрывно связанно с общим восприятием и общей оценкой. Отметим, что общая классификация стереотипов на основе трёх вышеназванных групп – это всего-то лишь не простой способ систематизации на много более крупного объёма информации. Далее можно сказать, что будет уместно разделить стереотипы на три вот эти категории:

Стереотипы восприятия и их последующая оценка

Эффект ссылки на самого себя. Эффект момента ложного согласия. Оценка общей ситуации как успеха или победы, как произошедшей неудачи или наоборот поражения. Существование зависимости от оценки текущего состояния психики и эмоций. Зависимость от самооценки. Фундаментальная версия ошибки атрибуции. Постоянные попытки сравнения своего собственного социального статуса со статусами ближних. Оценка себя, которая зависит от текущего социального статуса. Симпатия, авторитет, дефицит. Общие принципы контраста. Эффекты Барнума. Приверженности к важности первого впечатления. Перенос образа отношений увиденного у родителей на последующие отношения со своим партнёром. Общее мотивированное восприятие человека. Оценивание всего на основе типа плохой и хороший. Самоутверждение за счёт противопоставление себя как части какой – либо группы против более достойной, на Ваш взгляд группы. Попытки самоутверждения за счёт унижения кого-либо. Родитель и ребёнок.

Стереотипами из категории реагирования

Ими следует считать: уязвлённое самолюбие, прочие споры и последующие оправдания. Чувство вины и опять оправдания. Обида и последующая мстительность. Реакция, которая образуется на «плохой или хороший». Победа и последующая радостная возбуждённость. Поражение и как соответственно полнейшее уныние. Начальство – авторитет и последующее заискивание и раболепство перед ним. «Мы очень верим в тебя, мы невероятно надеемся на тебя» и последующее – «я обязательно должен оправдать проявленное доверие и надежды моего руководства». Принуждение с ограничением свободы как следствие злости раздражительности и последующего противостояния. Неизвестность как последующие опасения в виде страха, беспокойства, появления озабоченности и нервозности. Правило взаимных обменов. Социальные доказательства. Обязательство и последующая последовательность. Эффекты Рингельма. Вопросы и последующие ответы.

Стереотипы из области мышления

Сюда отнесём эвристику, установки. Проверку, которая должна подтверждать гипотезы. Общая статистическая информация и общая – «история случая». Недостаточная возможность выборки. Ошибки связанные с планированием. Эффект Зейгарника. Почему же – это таки произошло?

Надо отметить, что глупо просто сидеть и ожидать, что опыт и общие результаты исследований смогут кристаллизоваться, в что – то типа идеальной и завершённой формы. Из-за этого подобные существующие результаты можно опубликовать в более систематизированной форме, так как – это можно считать неизбежным результатом эволюции знаний. Мы ведь растём и развиваемся, а значит растёт, Наш опыт и знания. На данный момент взгляд на этот вопрос вот такой, а каким он будет позже, кто знает?

тэги: ,

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.