Виды и особенности памяти человека

Опубликовано: Февраль 25th, 2015

виды памяти человекаПамять является одной из особенностей нервной системы, которая заключается в способности определенное время сберегать информацию о событиях внешнего мира и различных реакциях организма на данные события, а также многократно воспроизводить и менять данную информацию. Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена Павлом Петровичем Блонским. Память занимает особое место среди психических функций: ни одна иная функция не может осуществляться без ее участия. Как известно, насчитывается большое количество разнообразных образов и представлений. Например, мы их можем воспринимать: зрительно, с помощью движений, слуха, обоняния и так далее. Они подразделяются на простые и сложные.

Сложными представлениями являются такие, которые соединяются из иных представлений. К примеру, Возьмем любого человека, для того чтобы понять какой он, нам необходимо сложить свое представления с помощью зрения (силуэт, оттенок волос, кожи, предпочтения в выборе одежды и прочее), а также с помощью слуха (его речь, голос, манера разговаривать, слова, которые он употребил и так далее). Итак, из всего этого вытекает следующий вопрос: при воспроизведении нами сложных представлений, то которые из них рисует наше подсознание в преимущественной категории. Вот, например, взять вышеприведенный случай, когда мы представляли себе человека. Какие именно возникли у нас представления: слухового или зрительного характера, либо оба одновременно? Сегодня психологи на данный вопрос отвечают седеющим образом: у каждых людей все происходит в индивидуальном порядке. Другими словами, одни люди преимущество ставят свое предпочтение на зрительное, а другие — на слуховое. А третьи вообще руководствуются одновременно двумя.

Исходя из этого, всех людей принято делить на следующие категории:

1. Безразличные. У таких представителей процессы воспроизведения протекают в одинаковой последовательности. То есть, сложный процесс сопровождается с помощью зрения, слуха и так далее. При представлении какого-либо человека, или предмета, у них на одном уровне возникают как слуховые, так и зрительные образы. Они себе в голове рисуют одновременно картину его лица, фигуры и голоса.

2. С выраженной зрительной памятью. Обычно такие люди руководствуются своим зрением, как в оценке чего-либо, так и в запоминании. Например, когда такие люди начинают вспоминать человека, они отталкиваются от лица, силуэта, оттенка волос и кожи, однако не воспроизводят у себя в голове его речь, а если и воспроизводят, то оно у них стоит на втором плане.

3. С выраженной слуховой памятью. Данный тип людей, вспоминая что-либо, воспроизводит в первую очередь слуховые образы. Пытаясь вспомнить человека, они пытаются в своей голове воспроизвести его тембр, высоту, сиплость, хрипоту, звучание голоса и так далее.

Такое размежевание между зрительной и звуковой памятью объясняется просто. Возьмем, к примеру, детей. Детки, которые относятся ко второй категории, при изучении материала, или когда необходимо запомнить стих, в основном заучивают странички книги, где размещается стих, обычно они помнят, где он расположен: сверху, справа и так далее. При запоминании, стих им вырисовывается в голове так, как они его видели. Поэтому, когда они рассказывают его, они как бы умственно прочитывают на страничке книги. При изучении хронологии, исторических дат, им легче прописывать их, то есть сопоставлять со зрительной памятью. При воспроизведении каких-то вычислений в уме, они стараются представить доску, на которой ранее были написаны мелом вычисления. А далее вычисляют таким способом, как будто видят перед собой ту или иную арифметическую операцию.

Детки с развитой слуховой памятью действуют по-другому. Они отталкиваются от слуха, и от образов, которые с ним связаны. Изучая стих, они пытаются как можно чаще его произнести, дабы нарисовать у себя в голове слуховые образы. При вычислительных операциях, они отталкиваются от названий цифр.

4. Двигательные. К данной категории относят тех людей, которые при воспроизведении чего-либо отталкиваются от образов, связанных с движением. Преобладает у спортсменов и всех тех, кто занимается физическим трудом.

Итак, чтобы понять данную категорию, необходимо понять, что же собой представляет «двигательный образ» и как его трактуют. Закрыв глаза, мы по доске проводим какие-то линии, именно при проведении линий приобретаются двигательные ощущения. Воспроизвести их можно также при закрытии глаз и проведении линий с такой же длиной. Приведя данный пример, становится немного понятней, в чем заключается различие двигательного образа и ощущения.

Понять, что собой представляет двигательный образ, можно приведя пример из жизни слепых людей. Отталкиваясь от двигательного чувства, слепые способны определять длину предмета, их положение. К примеру, для таких людей поверхность журнала является меньше, чем стола, двигательные ощущения во время восприятия журнала разнятся с двигательными ощущениями стола. Если им задать вопрос: какой из этих двух предметов больше, то отталкиваясь от воспроизведения тех и иных ощущений произойдет определение отличий.

Двигательные ощущения являются весьма важными в душевной жизни, к примеру, во время того как мы вяжем, пишем, рисуем и прочее. Немаловажное значение играют такие ощущения и в результате движения рук, ног, пальцев. Однако наибольшую роль здесь играют произношение слов. Во время того, как мы разговариваем, задействованы множество мускулов гортани, рта, языка. Когда мы озвучиваем звук «а» начинают работать одни мускула, а вот при озвучивании звука «в» начинают принимать участие иные мускулы. Понятно, что двигательные ощущения во время движения данных мускулов воспроизводятся. Во время письма – графического образа – воспроизводятся данные звуки. А вот во время воспроизведения тех ощущений, которые мы пережили во время произнесения звука, мы получаем словесно-двигательный образ.

Что касается звуковых образов, то здесь возникает такой вопрос: во время представления, воспроизведения, другими словами в обиходной жизни, когда мы начинаем думать, к примеру, о звуке «в», какой именно образ вырисовывается у нас в голове? Слуховой, а может быть двигательный образ? Ведь они оба могут возникнуть одинаково в нашем сознании при мыслях о том или ином звуке. На данный вопрос существуют разнообразные мнения. Одни люди склоняются к тому, что во время того, как мы думаем о звуке «в», то вырисовывается образ с помощью слуха, то есть мы представляем его именно с точки зрения звука. Другие придерживаются иного мнения: с помощью слухового аппарата люди слышат данный звук и начинают воспроизводить его двигательным образом, пытаясь его произнести. К примеру, думая о звуке «в», они начинают складывать губки таким образом, чтобы можно было его произнести. Такие люди утверждают, что при открытии рта на звук «а», они уже не в состоянии произнести звук «в». Та часть людей, которая применяет преимущественно двигательные образы, принадлежат к двигательному типу.

Из этого всего следует, что существуют люди, которые в собственных воспоминаниях применяют в первую очередь те или иные образы. Однако не стоит думать, что существуют люди, которые применяют исключительно те или иные образы. В действительности, мы пользуемся какими-то образами в первую очередь, выделяя их на самый первый план по сравнению с другими. И уже отталкиваясь от преобладания у нас тех или иных образов, мы подвергаемся классификации по определенным типам. Все виды памяти, которые относятся к различным классификационным основаниям, очень тесно связаны между собой. Действительно, к примеру, качество работы зрительной памяти указывает на уровень функционирования слуховой памяти. Одновременно с этим объекты, которые воспринимаются сразу же по нескольким каналам, лучше запоминаются людьми.

тэги: ,

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.