Законы психического развития Выготского

Опубликовано: Март 7th, 2015

психическое развитие по ВыготскомуЛ.С. Выготским было сформулировано несколько основных законов психического развития ребенка:

Подчиняется развитие ребенка не законам биологии, а законам общественно-историческим. Ребенок развивается посредством присвоения способов и форм деятельности, выработанных исторически. То есть, силой движения развития человека является обучение. Однако обучение и развитие – это не одно и то же, обучение создает зону близкого развития, активизирует внутренние процессы развития, которые, прежде всего, возможны лишь во время взаимодействия со сверстниками и взрослыми, но после они становятся достоянием уже самого ребенка.

Зоной ближайшего развития является расстояние между уровнями настоящего развития ребенка и возможностей его развития при условии содействия взрослых. От зоны такого развития зависят функции, которые еще не созрели, однако созревают, она же характеризует умственное развитие будущего. Феномен этой зоны подтверждает ведущую роль обучения в развитии ребенка умственного характера.

  • Развитие детей обладает своими темпами и ритмами, что в разные годы жизни ребенка меняются.
  • Развитие являет собою цель изменений качественного характера. Психические особенности ребенка существенно другие, нежели у взрослого.
  • Развитие ребенка неравномерно: у каждой психической стороны есть свой правильный период развития.

Сознание человека являет собою не сумму отдельных друг от друга процессов, а их систему, целую структуру. Ранее детство характеризуется восприятием в центре сознания, дошкольный возраст – памятью, а школьный – мышлением. Другие психические процессы развиваются под влиянием функции, которая доминирует в сознании. Процессы психического развития состоят в перестройке структуры создания, что обуславливается переменой его смысловой нагрузки – уровнем развития обобщений. Войти в сознание можно лишь через речь, а переход между структурами обуславливается развитием значения слова-обобщения, что выводит его на новый уровень. Обучение может перестроить всю систему сознания.

Л.С. Выготский сумел сформулировать важное положение об уровнях развития ребенка умственного характера. Уровней два: уровень актуального развития и показатель, который определяет зону ближайшего развития. Второй уровень достигается во взаимодействии с взрослыми посредством решения задач, что находятся в пределах его умственных возможностей. Динамика развития ребенка и успеха его интеллектуальной деятельности совпадает с зоной его ближайшего развития. Эта база стала основой для принципа «опережающего обучения», что определяет эффективное обучение, которое направлено на активацию и развитие умственной деятельности того, кто обучается, его способность добывать информацию и знания в процессе работы с другими обучающимися и взрослыми.
Надо заметить, что развитие интеллектуального характера проходит не самостоятельно, а в результате многогранного сотрудничества с иными людьми.

Критериями развития умственного типа являются быстрота усвоения материала, его прочность, оперативность решения задач, самостоятельное мышление, критичность ума и скорость продвижения, экономичность мышления. Ясно, что главный критерия развития детского интеллекта – его способность самостоятельного креативного решения задач различного типа. Также важный показатель развития – уровень рефлексии, то есть то, как ребенок осознает свои действия, свое «Я», самого себя. Осознание своего «Я» — основной механизм, опосредствующий различные стороны развития детской личности, и умственного в том числе.

тэги: ,

один комментарий к статье "Законы психического развития Выготского"

  1. Инга:

    ну зона ближайшего развития это, конечно, супер, но уж, если о Выготском, то надо про высшие психические функции, да и про стадии обобщения неплохо бы

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.