Типы руководителей

Опубликовано: Март 28th, 2015

типы руководителейУ нас образ начальника ассоциируется с негативными эмоциями. Но будем справедливы. Должность руководителя важная, ответственная, обычно такой человек заслуживает уважения. Не редкость, что он является основателем компании, а значит тем, кто создаёт рабочие места для нас.

Руководители бывают разные, ведь они, прежде всего, люди. Конечно, их отличают определённые организационные и лидерские качества. Но характер самого человека проявляется в руководстве также очень ярко. В учебниках различают пять главных типов руководителя. У каждого из них есть свои положительные и отрицательные стороны. В реальности любой начальник соединяет в себе различные характеристики нескольких типов. Но всё равно, на уровне подсознания их поведение строится около какого-то одного. Давайте познакомимся с классификацией руководящих типов.

Дипломат

Такой тип начальника популярен в Азии и Латинской Америки. Яркий представитель Коносуке Мацусита из Panasonic. Именно из Японии пришёл дипломатичный метод руководства. Там мудрые начальники дипломаты, которые понимают, что успех можно добиться только совместными усилиями, наиболее популярны. Управленец дипломат никогда не скажет и не подумает: «Я это сделал». Его любимая фраза: «Это выполнили мы».

Дипломату важно, чтобы работала вся команда. Командная деятельность – объект внимания такого начальника. Он устанавливает равноправные отношения со всеми сослуживцами. Они чувствуют себя равноценными партнёрами по бизнесу. Начальствующий дипломат доброжелателен, компетентен, способен внимательно выслушать и понять суть. Он учитывает мнение всех и каждого. Принятие решения идёт в ходе равноправного обсуждения, важны все мнения, конечно, в пределах разумного и установленных форм. Для компаний, где работают специалисты высокообразованные, например, учёные – это самый лучший вариант. Особенно, если они намного умнее самого управленца.

Демократичный начальник

Демократ умеет разделить свою ответственность, полномочия с сотрудниками. Он доверяет им, полностью уверен, что они успешно выполнят поставленные задачи. Начальник демократ управляет компанией вместе со служащими. Подобный стиль управления распространён в США и Германии.

Общение с коллективом при таком подходе очень тесное. Нужно знать тех, кому доверяешь. Обычно даже нерабочее время он проводит с сослуживцами вместе. Рыбалка, отдых на природе, бильярд, боулинг…. Демократичный начальник не возвышается, не считает себя избранным, особенным. В подобных компаниях все равны, могут высказаться в любой момент по любому поводу. Конечно, контроль проделанной работы не отменяется, он просто осуществляется и сотрудниками. Теми, кого делегировали специальными полномочиями. Они отчитываются и наравне с начальником ответственны за конечный результат перед коллективом.

Руководитель – бюрократ

Если раньше такой тип был широко распространён, на сегодня он встречается реже. Может быть в Китае, где держится коммунизм, много начальников – бюрократов. Это жёсткое контролирование, установленная система оценок служащих, чёткие правила, требующие обязательного соблюдения, регулярные отчёты. Вот главные рабочие инструменты такого типа руководства. Принцип управления сверху вниз, без вариантов, строгая иерархическая система. Он лишён преимуществ совместного сотрудничества: инновационные идеи, принятие оптимальных решений, обмена передовыми практиками…

Это типичный начальник-командир. Его приказы выполнять нужно безоговорочно, не задумываясь, от буковки до буковки, по правилам. Нет места самодеятельности. Начальник бюрократ должен всегда обладать точными данным. Неопределённость, интуиция не подходят в таком случае. Всё на месте, всё по полочкам, всё понятно и учтено. Отдалённость от сослуживцев вызывает появление сплетен, разных интриг вокруг его персоны. Из-за неприемлемости такого руководства за его кресло начинается борьба.

Харизматик

Известный Стив Джобс, основатель Apple, является ярким представителем харизматичного лидера. Это человек, который может самостоятельно с нуля построить успешный бизнес. В американских историях успешности это частый герой, который без специального образования, без средств добивается всего за счёт своей сильной харизмы. Его мощное орудие умение вдохновлять людей. Он заражает своей энергией окружающих. Как великий полководец Ганнибал, мечтая завоевать Рим, повёл своих воинов через Альпы и положил там множество людей.

Технические революции в компаниях – показатель того, что руководитель – харизматик. Он поощряет всё новое, риски. Готов выслушать интересные идеи, мнения, но не обязательно, что он согласится с ними. Служащие обычно привязаны к такому управленцу, даже преданны. Его идеи, уверенность в себе, сила воли, знания всегда восхищают и вдохновляют. Он открыт для общения, положительно настроен ко всем, внимателен. С таким начальником может вырасти любой работник, особенно талантливый.

Если на стадии становления своего дела такой тип актуален, он может поднять компанию на ноги, то по мере разрастания фирмы необходимо будет изменить стиль управления. Так как большие риски и неопределённости могут стать крахом. Наиболее распространёны подобные руководители в США, в некоторых странах Европы. А, например, в Азии и Австралии в связи с традиционной культурой харизматические принципы руководства не приемлемы.

Либерал или гуманист

В компаниях, где руководит гуманист, работать очень приятно. Обычно это небольшие фирмы. Отношения к сослуживцам в данном случае, как к членам семьи, хорошим знакомым. Для либерального руководителя сотрудники это, прежде всего, люди. Их профессионализм не выдвигаются на передний план. Начальник может даже решать какие-то проблемы подчинённого, заплатить за лечение, искренне интересоваться здоровьем всех членов семьи, сопереживать. Всё это будет делаться не для работы, а из человечности отношений. Работники из подобных компании часто проводят свободное время вместе, устраивают совместные праздники, дружат.

Начальник гуманист не делает жёстких систем штрафов, контроля, не вмешивается в работу. Крупные компании не очень подходят для панибратства, дружеское общение с большим количеством людей просто физически невозможно, поэтому данный тип управления больше встречается в маленьких фирмах. Наиболее часто такой стиль руководства используется в малообеспеченных государствах Латинской Америки, в Китае. В Европе, США подобные руководители встречаются редко. Здесь другой рабочий стиль, сложившаяся культура общения, высокие доходы. Вмешательство в личную жизнь в этих странах совсем не принимается, даже если вы хотите помочь.

тэги:

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.