Жан Пиаже

Опубликовано: Март 15th, 2015

Жан ПиажеЖан Пиаже появился на свет в Невшателе 9 августа 1896. Швейцарский кантон, заселенный франкоговорящим населением, славился виноградниками, инструментами, определяющими текущее время. Эта популярность сохранилась до нашего времени – большим спросом пользуются часы с особо точным ходом от Пиаже – мастера по изготовлению, ремонту часов. Языком колыбели Жана был французский, что позволило ошибочно ряду исследователей считать его французом. Одновременно, он свободно владел рядом европейских языков.

Отец, Артур, являлся профессором местного университета, считался знатоком среднеевропейской литературы. Его увлечениями были история и природоведение. Это повлияло на интеллект, аналитическое мышление ребенка, стимулировало его стремление узнавать новое. В то же время родитель не поощрял стремление ребенка к изучению прошлого, считая, что исторические исследования ненаучны. По его убеждению, любой исторический факт можно оспорить, тем более исследователи его произвольно интерпретируют. Он сам доказал, что старинный свод исключительных преимуществ жителей Невшателя, принятый в период раннего средневековья, является позднейшей подделкой. Это привело к пересмотру некоторых серьезных исторических событий округа.

Мать, Ребекка, отличалась широтой взглядов на различные стороны жизни республики, рьяно поддерживала учение и программу Кальвина.
Её воспитание привело сына в молодежное движение христиан-социалистов, но пробыл он там немного. Этот период примечателен его политизированными высказываниями против развивающегося капитализма в ряде социологических работах. Знакомство советских психологов с этими работами намного бы повысили его авторитет. Однако Пиаже полностью был погружен в научные изыскания и не гордился своим политическими заслугами, что нельзя было сказать о его советских коллегах. Тем более, как отметил австрийский психиатр и мыслитель А. Адлер, биться за свои убеждения проще, чем ими обладать.

Начало научной деятельности

Выдающиеся способности мальчика проявились в раннем детстве: свою первую самостоятельную научную работу он написал в десятилетнем возрасте. Она была опубликована в издании Невшательского кружка юннатов, в который входили, большей частью, ученики старших классов. Главная причина – доказать свою значимость перед директором музея естественной истории, который не допускал подростка в помещение библиотеки.

По окончанию университета в родном городе (1915), Жан получает специальность биолога, через три года защищает докторскую диссертацию. Занимаясь систематизацией получаемых научных данных, став светилом в науке, Пиаже не имел никакого официального специального образования, не получал квалификационных оценок по психоанализу. Считают, что его знакомство с психоанализом закончилось после лекций по данному предмету. Несмотря на это, изучение авторских работ по возрастной психологии является обязательным для студентов многих стран мира.

Работы в области психологической теории Жана Биаже

Многие ученые начинали свою научную деятельность с психоанализа, но в дальнейшем отказывались от изучения преданий в пользу науки. Молодой исследователь не стал исключением. Этому не помог и курс дидактического анализа, который был прослушан у Сабины Шпильрейн, известного психоаналитика, личной подруги основателей психоанализа Фрейда, Юнга.

Исследования проводились утром в течение восьми месяцев

По воспоминаниям ученого, он не приводил к ликвидации его душевных переживаний, не настраивал его на карьеру психоаналитика. Главная цель – пропаганда психологической теории. Причем Пиаже испытывал чувства подопытной морской свинки.

Заинтересовавшись процессом анализа, ученый в полной мере не воспринимал теорию изучаемых вопросов. Это привело к тому, что Шпильрейн прекратила анализ, не желая тратить время на человека, не желающего усваивать теоретические вопросы. Пиаже не высказывал желания работать в области психоаналитики, хотя и принял участие в работе Берлинского психоаналитического конгресса (1922). Одновременно он стал членом Швейцарского психоаналитического сообщества.

Такая деятельность не осталась без далеко идущих последствий. Аналитик метода лечения психических расстройств А.М.Эткинд отмечает положительные итоги от общения («Эрос невозможного»). Он приходит к выводу: проведенный анализ четко показал молодому ученому границы его интересов, позволил прекратить метания от систематизации мягкотелых до исследований знания, его строения. Определив направления исследования, Пиаже список своих работ (1920) начинает научным сочинением «Психоанализ и его отношения с психологией ребенка».

Исследования развития речи

Год спустя начинаются исследования, открывшие новую страницу в теории психологии развития. В период анализа публикуется первая работа, рассматривающая развитие речи и мышления ребенка. Ученый открывает эгоцентрическую речь — речь ребенка для себя, регулирующую, контролирующую его практическую деятельность. Она служит для шестилетнего ребенка основным способом расширения внутренних мыслительных задач и составляет почти половину его речевых запасов. Он противопоставляет её вторичной, социализированной, позволяющей общаться с окружающими и вытесняющей первую. Это открытие, подтвержденное многочисленными (в течение более пятидесяти лет) экспериментами, признается во всем мире.

На шестом международном психоаналитическом конгрессе в Гааге (1920) в своем докладе «К вопросу о происхождении и развитии речи» Шпильрейн заострила внимание на двух видах речи: аутистической (вызвана всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, характеризующаяся ограниченными интересами и повторяющимися действиями) и обеспечивающая общение между людьми. Она не предназначена для общения. Аутистическая является первичной, социальная развивается из неё.

Ученая выдвинула теорию, что первые слова в основе имеют звуки, которые издает ребенок при грудном кормлении. Контакты с окружающим, получаемое удовлетворение потребностей, формирует положительные представления, которые выражаются звуками.

Решая задачу, которую рассматривал Пиаже, ученая в основу берет не науку существующих лишь по форме логических операций, а чувственную взаимосвязь дитя с родителями. А.М. Эткинд в своих допущениях признает факт, что подобия и отличия между научными подходами ученых могли быть предметом обсуждения во время дискуссий по теоретическим постулатам психоанализа. Стороны могли обосновывать свои позиции, приводить подтверждающие теории основания.

При таких обстоятельствах возникает вопрос о приоритете русской ученой в отношении теоретических воззрений молодого Пиаже. При отсутствии точного ответа необходимо признать большое влияние Шпильрейн на дальнейшую ученую карьеру Пиаже. Большое влияние на науку оказали его необычные эксперименты, новая теория умственного развития.

тэги: ,

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.