Развитие личности ребенка

Опубликовано: Апрель 13th, 2015

развитие личности ребенкаЛюбой педагог или психолог, скажет Вам, что при общении с ребенком следует уважать, и воспринимать его, как личность. Но что значит личность? Как можно способствовать развитию личности?

Психология, как социальная наука дает разнообразные определения личности. Например, один из вариантов определяет «личность» — это человек, как субъект отношений и сознательной деятельности.

Каждого человека можно назвать индивидом, однако не каждый индивид достоин, называться личностью. Индивид в процессе развития превращается в личность, но это случается постепенно, под влиянием множества факторов.

Основные этапы развития ребенка

В зависимости от возраста человека, можно определить основополагающие этапы формирования личности:

  • 0-3 лет ранний детский;
  • 4-11 лет дошкольное и школьное детство;
  • 12-15 лет отрочество;
  • 16-18 лет юность.

Начальный этап формирования будущей личности

Еще в перинатальном периоде, то есть до рождения, закладывается основная перинатальная матрица, на основе которой будет происходить развитие личности.
Станислав Гроф – известный американский психолог и психиатр, работал над теорией о базовых перинатальных матрицах. В ее основе лежит утверждение, что ребенок, переживая определенные эмоции до рождения, в процессе появления на свет, и послеродовом периоде, записывает всю информацию на четыре основные матрицы, которые и влияют на его дальнейшее развитие.

Если малыш был желанным, его рождения ждали с радостью и трепетом, если он рожден естественным путем, не получил при этом никаких родовых травм, то он получает огромный потенциал в будущем развитии и адаптации. Чего нельзя сказать о детях, которые испытали трудности еще на этапе вынашивания и рождения.
Только родившись, младенец вынужден вступить в контакт, пока еще с чужим и враждебным для него миром. Он попадает в совершенно новый мир, наполненный громкими звуками, ярким светом, людьми. Именно в этот момент и начинается формирование личности, малыш еще не может выразить свои чувства и эмоции, но уже постепенно познает окружающий его мир.

Развитие ребенка от рождения до 3-х лет

На ребенка в период до 3-х лет огромное влияние оказывает его семья, так как это является в этот период жизни основной социальной средой, в которой происходит общение и воспитание малыша. Нужно понимать что от того какие основные жизненные ценности превалируют в семье, такие основы для дальнейшего развития и получает личность. Если в семье ценится уважение друг к другу, взаимопонимание, то и маленький человечек будет расти нежным, заботливым, честным.

Основные фазы развития личности:

  • индивидуализация – период противопоставления себя окружающим, осознание собственного «Я»;
  • адаптация – это процесс освоения основных простейших навыков, ознакомление с речью;
  • интеграция – развитие таких навыков как управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми.

В тех случаях, когда при переходе в следующий возрастной этап, у ребенка не закончился этап «интеграция» предыдущей фазы, то может возникнуть кризис, в данном случае «кризис трех лет».

Развитие ребенка 4-11 лет

Для ребенка – дошкольника, основной социальной группой для формирования навыков становится коллектив группы в детском саду. Общение с детьми и воспитателями оказывает влияние на личность ребенка и ее развитие. В этот период ребенок должен усвоить нормы поведения, особенности общения с людьми, научиться соблюдать порядок и дисциплину.

Ребенок, пытаясь проявить себя, может выбрать два пути: позитивный – основой которого является демонстрация навыков и умений, и негативный – шалости и проказы. В этот период формирования личностных особенностей для него важно мнение не только родителей, но и воспитателя.
Младший школьный возраст характеризуется теми же тремя фазами развития, что и дошкольный период. У ребенка меняется социальная группа, теперь это школа, и для него становится важной оценка педагога, а также мнение сверстников.

Развитие ребенка 12 — 15 лет

Для подросткового периода развитие происходит несколько иначе, чем раньше, теперь происходит изменение самой группы. Ребенку становится важно мнение компании сверстников, появляются занятия вне стен школы. В этот период мнение сверстников становится более весомым, зачастую отодвигая на задний план точку зрения, высказываемую родителями или учителями.

На этом этапе развития у подростков часто возникает кризис, который провоцируется слишком высокой изменчивостью социальной группы. В это время ребенок стремиться делать все по-своему, получает опыт, учится на своих ошибках и промахах.

Развитие ребенка 16-18 лет

Считается, что в 18 лет личность человека уже полностью сформирована, и что-то поменять уже практически невозможно, хотя в случае необходимости характер еще поддается некоторой коррекции.
Поэтому очень важной задачей для родителей и педагогов стоит своевременное обучение детей нормам морали и правилам поведения, привитие морально – этических ценностей, пока личность еще находится в процессе развития.

тэги: ,

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.