Сказкотерапия для детей

Опубликовано: Апрель 24th, 2015

сказкотерапияСказкотерапия — это эффективный инструмент положительного воздействия на детскую психику. Она безболезненно корректирует поведенческие реакции детей. Она помогает детям избавиться от ложных страхов, различных фобий и некоторых заболеваний.

С помощью воздействия сказкой выявляются первопричины болезненных реакций ребенка на те или иные факторы и ситуации, вскрываются глубокие конфликты в детской душе. Сказкотерапией ведется профилактическая работа с детьми, начиная с самого раннего возраста. Следует отметить, что сказки положительно влияют и на взрослых.

Детские сказки — сказкотерапия

Сказочная история помогает в приобретении умений и навыков необходимых в жизни. Помогает осознать саму жизнь, ее смысл, разобраться в понятиях добра и зла. Все сказочные сюжеты черпаются из жизненных ситуаций, их рождает сама жизнь. Психологи разных направлений проводят многочисленные исследования, анализируют и описывают воздействие народных сказок на детей, на их сознание, подсознание, их реакции и возможные последствия. Способы воздействия сказкой:

  • самостоятельное сочинение сюжета сказки;
  • повествование сюжета (чтение, рассказывание);
  • песочная терапия, сказкотерапевтическая диагностика;
  • отображение сказки в рисунках и шитье кукол.

Рассказывая сказку или сочиняя ее совместно с ребенком, терапевт имеет возможность наблюдать за ним, отслеживать и фиксировать его реакцию. Дети с удовольствием слушают сказки, целиком погружаются в сюжет. Это уже само по себе целебно. Совместное сочинение сказки вместе с малышом, меняя отдельные сюжеты, учит ребенка придумывать самостоятельно. Когда ребенок рассказывает сочиненную им сказку, он раскрывается, проявляет спонтанные эмоции, которые могут быть незаметны в его обычном поведении, но живущие в нем. Это позволяет терапевту понять его психическое состояние.

Слушая или рассказывая сказку, ребенок иногда может даже прервать рассказ и тихим голосом, торопливо предложить свое виденье в завершении сюжета. При этом он волнуется, что видно по его бледности или наоборот, покраснению, потливости или нервным тикам. Часто малыш может не отвечать на задаваемые вопросы, уйти вперед по сюжету сказки, пропуская некоторые нюансы, или начать ее сначала. Такие случаи говорят о наличии невроза у ребенка.

После того, как сказка рассказана, ее можно нарисовать, выразить в картинках. В этом методе используются цветные карандаши, краски и пластилин. Этот способ помогает понять, чувства и волнения ребенка. Рисуя, малыш выкладывает свои чувства и тревоги на бумагу. Не имеет значения насколько хороши рисунки, главное что он рисует и какие цвета использует. Это могут быть различные чудовища, огонь или деревья, трава, солнце. Рисунки могут быть темными или светлыми, в зависимости он эмоционального состояния ребенка.

Другой метод сказкотерапии — ребенок самостоятельно мастерит сказочных героев в виде кукол. Делать кукол под впечатлением услышанной сказки, это не что иное, как своего рода медитация. Процесс изготовления (шитья) кукол способствует изменению личности. А игра с куклами, манипулирование ими ведет к выявлению и пониманию проблемы. Что, в свою очередь, помогает найти правильное решение, которое снимет внутреннее напряжение.

Дети 3-х летнего возраста и сказкотерапия

Маленькие дети с помощью воздействия сказкой получают нужные им знания, связанные с той или иной проблемой. Именно на этом делает акцент психотерапевт, выбирая сюжет сказки. Во время общения с ребенком требуется передавать ему чувства и эмоции. Ребенок должен видеть выражение лица взрослого, между ними должен установиться контакт, обмен взглядами. Недопустимы длительные паузы в чтении сказки. Терапевтические сеансы для малышей могут проводиться как в группе, так и индивидуально.

Сказочный сюжет не должен содержать готовые правильные решения, он должен быть интересен ребенку и соответствовать его возрасту. На возникающие вопросы при чтении сказки, малыш сам должен находить правильные ответы, прослеживая причинно-следственные связи. 3-х летний ребенок запоминает простые действия сказочных героев и проявляет к ним интерес. В этом возрасте дети хорошо воспринимают сказки: «Репка»; «Теремок»; «Колобок». Они еще не отделяют сказочного сюжета от реальной действительности.

Примеры детской сказкотерапии

Лечение с помощью сказки (сказкотерапия), в процессе своей деятельности, используется докторами, педагогами и конечно же психологами. Это позволяет им решать свои профессиональные задачи. Сказки помогают детям избавиться от различных фобий. Это эффективно помогает, когда сказочный герой оказывается на месте ребенка, в его трудной ситуации и преодолевает все страхи. Этот прием дает положительные результаты при первоначальном посещении детского сада или врача, боязни темноты и других страхах.

Ребенку 5-ти летнего возраста можно предложить придумать продолжение сказки и завершить ее по-своему. Эмоции, внутренние неосознанные установки и детская фантазия сами найдут выход из проблемной ситуации. Снимает напряжение и учит правильно реагировать чтение страшных сказок с нечистой силой. Детям 6-ти летнего возраста страшилки помогают обрести стрессоустойчивость. При этом заканчиваться страшилка должна неожиданно смешно.

Чтобы сказка оказала желаемое воздействие, имела силу и пошла на пользу, требуется придерживаться некоторых правил:

  • история должна нести опыт, который поможет ребенку сделать правильный шаг в разрешении его проблемы;
  • сказочная история не должна иметь точного сходства с жизненной проблемой ребенка, но ее сюжет должен быть сопоставимым и схожим;
  • сказочная история должна разворачиваться постепенно и последовательно, начинаясь с привычного — «жили-были».

Для малышей до 4-х лет, по рекомендациям психологов, сказочными героями должны выступать птицы, животные, игрушечные человечки. Дети с 5-ти летнего возраста предпочитают волшебников, солдат, рыцарей, принцев и принцесс, фей и т. д. Их захватывают волшебные истории, когда добро непременно побеждает зло. При лечении сказкой могут использоваться как русские народные, так и зарубежные сказочные истории.

Сказкотерапия детям дошкольного возраста

При формировании личности ребенка, сказочные истории оказывают значительное влияние. Они оказывают не только терапевтическое воздействие, но и воспитательное. Каждый малыш, в зависимости от его образа мыслей, индивидуально воспринимает смысл сказки. Большое значение имеет выбор сказочных историй, они должны выявлять личные конфликты, чтобы взглянуть на них по-новому и найти решение сложных ситуаций, страхов, фобий.

Сказкотерапия основывается на достижениях и опыте педагогов, психологов и философов различных культур. Психотерапевты, на основе многочисленных наблюдений и исследований, подразделяют сказки по детским проблемам:

  • Сказки для детей, которые боятся темноты, незнакомых людей, врачей и т. д.
  • Сказки для агрессивных, конфликтных детей.
  • Сказки для детей потерявших близких людей, любимых животных.
  • Сказки для детей с трудным поведением при рождении братика или сестренки, разводе родителей (проблемы в семейных отношениях).
  • Сказки для непосед, очень активных детей.
  • Детские сказки для решения проблем в поведении и физических проявлениях (плохо едят, ночью не встают в туалет…).

В сказкотерапии используются не только сказки, но и многие другие жанры: мифы; притчи; легенды; былины; басни. Психотерапевт для каждого ребенка индивидуально подбирает жанр, в зависимости от его психоэмоционального состояния и его предрасположенности. Инструментом психологического воздействия, как правило, выступает метафора. От правильно подобранной метафоры зависит эффект лечения сказкой. Жизненный сюжет в сказке должен быть понятным ребенку.

тэги: ,

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.