Особенности развития личности ребенка

Опубликовано: Июнь 19th, 2015

особенности развития личности детеКогда ребенка можно назвать личностью? С точки зрения психологии уже с рождения, когда начинается его взаимодействие с родителями, воспитательный процесс, а со временем и становление характера.

Развитием личности можно назвать качественное изменение этих взаимоотношений, когда элементарный уход за младенцем превращается в процесс общения, ребенок начинает постигать правила общежития.

Развитие личности ребенка проходит через несколько стадий, и в каждой последующей стадии количество влияющих на развитие факторов становится все больше.

Стадии развития личности ребенка:

  • раннее детство 0-3 года;
  • дошкольный и младший школьный возраст 4-11 лет;
  • отрочество 12-15 лет;
  • ранняя юность 16-18 лет.

То, насколько интенсивно и правильно будет развиваться личность ребенка, зависит от внутриутробного развития плода. Эта стадия не относится к перечисленным, но имеет название: перинатальные матрицы. Такой теории придерживается Станислав Гроф. По его гипотезе то, как ребенок переживает нахождение в утробе и процесс родов, а также послеродовой уход за ним не проходят бесследно. Они откладываются в виде матриц и оказывают влияние на развитие личности. Это – один из самых значимых факторов.

С. Гроф утверждает, что более высокое развитие, способность к приспособляемости к жизненным условиям, умственные процессы получают дети, которые были желанны и были произведены на свет без родовых травм, без кесарева сечения естественным путем.

Сразу после рождения ребенка начинается взаимодействие его с окружающим миром: мамой, медицинскими работниками, папой, бабушками-дедушками и прочими. Начинается процесс познания мира, а вместе с этим и развитие личности.

В раннем детстве ребенок полностью находится под влиянием семьи. Именно родители и другие родственники занимаются его воспитанием. Малыш усваивает образец взаимоотношений, которые приняты в его семье. Если они дружеские, доброжелательные, значит ребенок растет нежным, заботливым, в нем просыпается ответственность за свои поступки и тех, кто рядом, доверие к людям.

Можно выделить и другие стадии развития личности, через которые ребенок проходит от рождения до юности:

  • Адаптация к жизни в обществе. Родители учат его говорить, ходить, самостоятельно есть, играть. Отправляясь в детский сад, ребенок получает первые навыки общежития.
  • Индивидуализация. Эта стадия начинается в младшем школьном возрасте и достигает пика в подростковом. Ребенок осознает себя. как самостоятельную личность, часто через противопоставление себя обществу.
  • Интеграция. В этот период уже не ребенок, а подросток начинает понимать, насколько важно подчиняться взрослым, что в будущем и ему придется нести ответственность за своих детей.

Важно, чтобы каждая стадия была пройдена ребенком полностью. В противном случае происходит кризис развития личности. Особенно ярко он выражается в 3 года и в подростковом возрасте.

У некоторых детей уже в дошкольном возрасте, а у других – в младшем школьном появляется зависимость от общественного мнения, как правило, мнения сверстников и воспитателей или учителей. Начинается усвоение норм и правил поведения и взаимоотношений.

Особенно сложна для ребенка и окружающих его людей стадия индивидуализации. Некоторые стремятся обозначить своя Я в коллективе через успехи в учебе, спорте, общественной деятельности. Но многие подростки самовыражаются за счет девиантного поведения, совершают правонарушения. Но при всем стремлении выделиться ребенок очень зависим от мнения окружающих, ему важна оценка взрослых.

Подростковый возраст – это особая стадия развития. Ребенок не входит в новый коллектив (за исключением смены школы), члены коллектива такие же подростки, и они меняются сами. Школа играет в его жизни важную роль, но не менее важную роль играют и взаимоотношения с друзьями, с теми, кто посещает те же кружки или секции, дворовой компанией. Мнение учителей утрачивает авторитет, передавая пальму первенства мнению сверстников.

Подростковый кризис особенно ярко выражается. Это связано с физическими и психическими изменениями его организма и изменением структуры коллектива. Именно в этом возрасте методом проб и ошибок человек приобретает жизненный опыт.

У большинства людей окончание формирования личности происходит к 18 годам. Поздно в корне менять характер, можно только корректировать поведение молодого человека. Следовательно, все моральные ценности к этому возрасту уже должны быть сформированы, а человек полностью принимает нормы поведения в обществе.

тэги: ,

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.