Если ребенка дразнят

Опубликовано: Июнь 13th, 2015

ребенка дразнятМногие родители не понаслышке знают, как тяжело их ребенку в коллективе сверстников: в детском саду, школе, лагере или во дворе. Он изгой, и над ним постоянно издеваются, унижают, иногда и колотят.

Одни родители постоянно начеку и прибегают на помощь по первому зову к своему чаду. Другие считают, что он сам должен научиться стоять за себя и менять ситуацию в свою пользу, поэтому никак не вмешиваются в отношения ребенка с другими детьми. Кто из них прав?

Если вообще не реагировать на жалобы ребенка на обиды от сверстников, а он так и не научится стоять за себя, есть опасения, что и, будучи взрослым, он будет постоянной жертвой. Поэтому, нужно научить его некоторым приемам поведения, которые помогут справляться с ситуацией и выходить из нее если и не победителем, то уж точно не побежденным.

Типичные модели поведения, когда ребенка дразнят

«Я хочу!!!». Именно так, четко, уверенно, громко нужно сказать: «Я хочу, чтобы ты перестал меня дразнить раз и навсегда!!!». А после повернуться к обидчику спиной и уйти, не дав ему опомниться.

Согласие. Обидчика можно выбить из колеи, если начать соглашаться с ним, а не спорить и не плакать. Например: «Ты толстый!», ответ: «Да. Я знаю, еще чуть-чуть, и я попаду в книгу рекордов Гиннеса!». Или: «Ты тупой!», ответ: «Правда, ты заметил? Значит, у меня получается роль, готовлюсь к школьному спектаклю».

Постановка вопросов. Все обидчики проявляют одинаковую реакцию на поведение жертвы: плачет – продолжают дразнить, причем, все более жестоко. Но всех их можно поставить в тупик, задавая простые вопросы. Например, обидчик: «Ты жирный», жертва: «Обоснуй, почему?». Или: «Почему ты сказал, что я жирный? Хочешь обидеть меня? А зачем?» и т.п.

Смех в ответ. Это не означает, что в ответ на обидные слова надо отвечать тем же. Нужно говорить с издевкой обычные слова. Например: «Ты дурак!», ответ: «Да, а я не знал, теперь буду знать, спасибо!». Или: «И что с того, что я дурак?». Эти фразы нужно произносить спокойно, негромко, практически без эмоций. Ничто так не выводит из себя обидчика, как спокойствие объекта для издевок.

Самозащита. Ребенку нужно дать понять, что виной всему его неуверенность в себе. Отсюда – неуверенная поза: приподнятые плечи, взгляд в пол или в сторону, переминания с ноги на ногу. Если же встать прямо, приподнять голову и смотреть в глаза противнику, тот сам почувствует себя менее уверенно. Слова тоже должны звучать уверенно. Нужно четко высказать обидчику свои претензии, назвать, что ему не нравится и высказать требование прекратить это. Например: «Ты меня обзываешь. Прекрати это!», а после этого развернуться и уйти с высоко поднятой головой. Выработать убедительный, уверенный голос ребенку должны помочь родители.

Игнор. Почему ребенка дразнят постоянно? Потому что он дает ту реакцию, которую от него ожидают обидчики: слезы, жалобы или немедленное вступление в драку. Если однажды ребенок поступит совершенно по-другому: не обратит внимания, не заплачет, развернется и уйдет, мучителей это выведет из равновесия, заставит задуматься. Сами ребята раннего подросткового возраста советуют следующее: пройти мимо, будто никого нет, засмеяться, глядя в противоположную сторону, проигнорировать обидные слова, словно они относятся не к тебе, не показывать взвинченного состояния, оставаться спокойным. Научиться игнорировать может человек уверенный, с внутренним стержнем. А воспитать это в своем ребенке могут и должны родители.

Родители, к сожалению. Часто замечают. Что происходит с ребенком, слишком поздно. Но проводить коррекцию его поведения все равно придется.

Для начала нужно вспомнить. Попадали ли в детстве в подобную ситуацию сами? Как с этим справлялись? Можно вспомнить и не себя, своих товарищей, переосмыслить свое тогдашнее поведение и подумать, как поступили бы сегодня, повторись подобная ситуация. А может быть, родители сами испытывают подобную травлю на работе или со стороны соседей? Тогда придется учиться самим и учить ребенка постоять за себя. Еще возможно, что в классе ребенок – вовсе не единственный объект для обид, а таких несколько, поговорить с их родителями и выработать совместную тактику борьбы с маленькими негодяями.

Чтобы родители, а особенно сам ребенок, понимали, что процесс изменения отношения к себе действительно движется, нужно завести дневник. В нем фиксируются все успехи и неудачи в борьбе с обидчиками.

  • Приободрите его при неудаче, а лучше заранее подготовьте к тому, что не все может получиться сразу.
  • Предложите ребенку поступить так, как тренировались, как только увидите, что он уверенно действует.
  • Заранее подберите с ребенком несколько моделей поведения и отметьте не более двух наиболее подходящих в конкретной ситуации.
  • Если выбранные модели не действуют, пробуйте другие, но обязательно предпринимайте что-то. Тогда ребенок научится быть более изобретательным в отношениях с людьми, что пригодится ему в жизни.
  • Потренируйтесь в воплощении этих двух моделей, выступая в роли жертвы и обидчика поочередно.
тэги: ,

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.