Задержка речевого развития

Опубликовано: Июнь 26th, 2015

задержка речевого развитияЧеловек владеет речью, и это отличает его от животных. Речь – средство общения. Речевые навыки и умения закладываются с рождения. Чем больше с малышом разговаривают взрослые, тем быстрее он научится произносить слова, чтобы включаться в процесс общения.

У всех родителей возникает вопрос: в каком конкретно возрасте ребенок должен начать разговаривать? Здесь все индивидуально и зависит от пола ребенка, количества внимания, уделяемого ему, социального статуса семьи и от других факторов.

Что такое задержка речевого развития или ЗРР?

Родители, которые внимательно следят за речевым развитием своего крохи, всегда заметят, как оно происходит: в пределах нормы, с опережением или с задержкой. Последнее обстоятельство вызывает сильное беспокойство. Одни родители считают, что не нужно никак ускорять процесс развития речи, все должно идти своим чередом. Другие срочно ищут пути исправления ситуации. Последние, безусловно, правы. На процесс развития речи обязательно нужно влиять, но не интенсивно, ненавязчиво.

О задержке речевого развития (ЗРР) можно вести разговор, если к 4-м годам у ребенка имеются определенные проблемы: многочисленные дефекты произношения звуков, низкий словарный запас, неумение строить законченные фразы, замена слов отдельными слогами и другие.

Причины ЗРР

Одна из причин ЗРР – ребенку нет необходимости говорить. Если его лепет родители понимают и так, не поправляют его, он не будет стремиться говорить лучше. Иногда такая ситуация возникает из-за малого количества общения с ребенком, например, из-за занятости родителей или из-за асоциального поведения.

Вторая причина задержки речевого развития – врожденное или приобретенное нарушение работы слухового аппарата. Глухонемой от рождения всегда будет иметь не совсем внятную речь, и с этим ничего не поделать. Дети с частичной глухотой, которую нельзя излечить, успешно развиваются благодаря слуховому аппарату.

Третья причина ЗРР – результат генетики. Здесь ничего не возможно ускорить, раз нервные клетки развиваются слишком медленно. Это же происходит с нервными клетками при травмах, перенесенных инфекционных заболеваниях, родовой травме.

Может быть и четвертая причина – сильнейший стресс, перенесенный в раннем возрасте. И тогда ребенок перестает развиваться вообще.

На что обратить внимание

  • К 8-ми месяцам ребенок должен уметь произносить звуки, напоминающие начало слов «мама», «папа», «баба» или другие. Он может просто эмоционально выкрикивать звуки в ответ на разговор с ним родителей, смяться, внимательно смотреть на них. При полном молчании малыша есть повод для беспокойства и обращения к неврологу.
  • К 10-14 месяцам малыш понимает, что ему говорят родители: реагировать на свое имя, на название любимой игрушки, голоса родных людей. Если он не поворачивает головы при обращении к нему, привлекает к себе внимание только нервным криком или плачем, нужно обратиться к лору или сурдологу для проверки слуха.
  • В 14-18 месяцев некоторые дети уже говорят почти все слова и целыми фразами. Другие произносят отдельные слова, могут показывать предметы, которые называют родители. Третьи – четко называют лишь самые частые слова. Но говорить так или иначе ребенок должен.
  • 18-24 месяца – период активного развития речи. Он понимает все обращения к нему, исполняет требования взрослых, говорит фразами. Допускаются дефекты звукопроизношения, особенно звуков «ж, ш, р, ч, л».
  • В 2-3 года ребенок должен говорить более четко, чем в 1,5 года. Нужно обращать внимание на динамику, его успехи. Все еще возможны дефекты произношения отдельных звуков. Если таких звуков большинство, необходимо обратиться к логопеду и взять направление в речевой детский сад.

Исправление ЗРР (задержки речевого развития)

  • До 3-4-х лет трудно определить, есть задержка речевого развития или нет. Но сложность ситуации в том, что это уже упущенное для интенсивного развития и исправления недостатков  речи время. Поэтому родители должны контролировать развитие ребенка с самого раннего возраста. Почитав специальную литературу и внимательно наблюдая за крохой, это не так сложно. Особенно внимательно нужно наблюдать за ребенком, перенесшим стресс, инфекционное заболевание или имеющим в родственников с недостатками слуха или ЗРР.
  • Поставить диагноз за одно посещение специалиста невозможно. Нужен консилиум специалистов: невролога, психолога, логопеда, лора, педиатра. Причина должна быть определена максимально точно, чтобы подход к исправлению ЗРР был правильным, и не пришлось менять методы.
  • Легче всего будет исправить речь ребенка, который испытывает недостаток внимания. Родителям посоветуют, как именно разговаривать с малышом, какие книжки ему читать, какие игрушки покупать. Речь неразрывна связана с моторикой пальцев, и такие игрушки, как шнуровки, молоточки, кубики, мячики с шипами способствуют развитию мелкой моторики рук, а следовательно, и речи.
  • При нарушениях функции мозга лечение назначит врач-невролог. Без специальных препаратов для восстановления функции мозга и улучшения кровообращения в этом случае не обойтись. ЗРР неврологического типа успешно лечится благодаря стимуляции участков головного мозга, отвечающих за речь, электротоком. Его мощность очень слабая, и опасаться не стоит.
  • Глухота – самый тяжелый случай ЗРР, и без специального детского сада здесь не обойтись.
тэги: ,

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.