Как научить ребенка говорить правильно

Опубликовано: Ноябрь 23rd, 2015

научить ребенка говоритьРебенок приходит в школу, и учитель явно видит проблемы с речевым развитием. У кого-то это низкий словарный запас, у других – логопедические проблемы, у третьих и то, и другое. Чаще всего это наблюдается у домашних детей, так как в детском саду логопед вовремя обнаруживает имеющиеся проблемы и проводит коррекционные занятия. Родители ребенка с ЗРР (задержкой речевого развития) разводят руками и сетуют на то, что они не специалисты, и у них не хватает опыта, как его учить. На самом деле это не так сложно, главное, вовремя начать занятия.

Чтобы научить ребенка говорить как можно раньше следует

Логопеды разработали «золотую десятку» правил, которые помогут родителям научить ребенка говорить как можно раньше, а также скорректировать имеющиеся проблемы у детей постарше.

Когда начинать говорить

Говорить с малышом нужно начинать как можно раньше, желательно уже тогда, когда он находится в утробе матери. В это время он запоминает голоса родителей, а позже, после рождения, прислушивается к ним. Мама должна разговаривать с малышом каждую минуту, пока он бодрствует. Если дома папа, он тоже должен быть активным участником разговора. Нужно постоянно находиться в поле зрения малыша, чтобы он видел артикуляцию родителей.

О чем говорить

Говорить можно о чем угодно, главное, чтобы это не несло негатива: петь песенки, комментировать кормление, говорить от имени игрушки и т.п. Тема для разговора – сплошная импровизация. Как можно чаще нужно проговаривать названия предметов и произносить слово «мама»: «Сейчас мама возьмет ползунки и поменяет их сыночку» и т.п.

Как нельзя говорить в домашних условиях

Нельзя говорить с ребенком, как бы вскользь роняя слова. Каждое из них должно быть целенаправленным, а цель одна: дать возможность малышу запомнить их. На запоминание должны работать мимика, интонация, жесты, демонстрация предметов или действий, о которых идет речь. Ударные гласные в словах нужно протягивать. Если речь идет о животных, нужно включить в речь подражание их звукам: «Курочка – ко-ко-ко, корова — му-у-у, киса – мяу!». Губы взрослого активно двигаются при этом.

С малышом нельзя сюсюкать и коверкать слова, говоря что-то, вроде: «Какой ты холёсенький!». Уже в год он должен слышать только естественные голоса родителей и четко произносимые звуки. Новые слова можно произносить громче обычного и по слогам. И так несколько раз, пока малыш не поймет, как произносить трудные слова.

Не упрощайте язык

Частая ошибка родителей – подмена сложных слов простыми. Например, машину называют бибикой, болячку — бобой, горячее – жигой и т.п. Нужно называть вещи своими именами. Нарисован на картинке бегемот, так и надо говорить, панаму и шляпу не следует называть шапкой, а колготки, брюки и гамаши штанами. Все равно придется учить ребенка разделять эти понятия, так зачем оттягивать этот момент?

Важно учить ребенка говорить грамотно

Еще одна типичная ошибка родителей – опускать в речи глаголы и прилагательные. Мама комментирует свои действия, но называет только предметы: «Вот бутылочка, молочко, кашка» или «А где машинка? Вот она машинка. Дождик!» словарный запас ребенка при таком общении сильно страдает, ведь он не слышит глаголов и прилагательных, следовательно, и употреблять их не учится. Впоследствии придется обращаться к специалисту для коррекции общего недоразвития речи.

Как же разговаривать правильно? Если захотели обратить внимание на машину, нужно сказать так: «Машина едет! У-у, какая большая машина, быстрая. А вон еще одна машина едет, синяя». Про животных можно говорить так: «Собачка бежит. Лохматая собачка, белая, добрая, не лает на Мишеньку собачка».

Чтобы словарь ребенка пополнялся прилагательными, можно иногда затевать с ним игру: «Какая машинка? А яблоко какое?». Поначалу можно ограничиваться размерами предметов – большой или маленький. Постепенно в словарь входят названия цветов. Ребенка постарше можно обучать в любом месте, например, в магазине: «Какой из яблок сок получается? А из груш, слив, персиков?».

Для лучшего запоминания глаголов и прилагательных можно использовать в разговоре противопоставления: «Рыбка плывет, а воробушек летит», или на картинке: «Мальчик веселый, а девочка грустная».

Приучайте к книжкам и чтению в домашних условиях

С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка любовь к чтению. Он должен постоянно видеть маму и папу с книгой в руках и понимать, что именно в эти моменты из уст родителей слышится интересный стишок или сказка. Позже, когда появится желание не только слушать, но и самому рассматривать книги, нужно покупать книжки с качественными иллюстрациями. Вместе с ребенком обсуждаются герои сказки, находятся их изображения, проговаривается их описание и собственная оценка ребенком. Чтение – это самый эффективный способ обогащения словарного запаса ребенка.

Всегда говорите с ребенком

Дети любят играть и болтать. Взрослым такая болтовня кажется пустой и никчемной. На самом деле ее можно использовать, как средство обучения. Сидя в вагоне метро или маршрутке, можно поболтать вместе по-птичьи, по-собачьи, зашифровывать слова, проговаривая только первый слог. Такие приемы помогают в исправлении неправильного звукопроизношения.

В более старшем возрасте можно играть в антонимы, например: «Угадай: один черный, другой белый». Ребенок будет называть массу вариантов, извлекая из пассивного словарного запаса слова, которые раньше только слышал. Еще одна игра – буриме. Взрослый говорит первую строчку, ребенок – вторую, рифмуя их. Идя по улице, можно угадывать, кто из прохожих куда спешит или о чем думает, перечислять названия деревьев в парке или сочинять сказку про голубей. Главное – говорить и мотивировать на разговор ребенка.

Разрабатывайте моторику

Речь напрямую связана с мелкой моторикой рук. Потому необходимо развивать ее. Существует масса способов развития мелкой моторики: лепка, сборка конструкторов с мелкими деталями, рисование, игрушки – шнуровки, ощупывание предметов с разной поверхностью: гладких, шершавых, ребристых, рисование песком или солью и много других. Не помешает и массаж детских пальчиков.

Для малыша можно соорудить такую игрушку: сшить несколько одинаковых мешочков глубиной 10-15 см, наполнить каждый разными крупами, фасолью, горохом, пуговицами и прочими мелочами. В верхний край мешочков вдеть резинку, чтобы содержимое не было видно. Расставив мешочки в коробке, попросить ребенка поочередно просовывать руку и угадывать их содержимое.

Только раннее развитие речи ребенка приведет в дальнейшем к успешному обучению его в школе. А дать возможность к развитию могут только родители.

тэги:

Комментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.