Девиантное поведение — это поведение, которое не укладывается в общепринятые нормы, не отвечает моральным принципам общества. Другими словами – это отрицательные, опасные для окружающих или осложняющие жизнь добропорядочным гражданам поступки. Чаще всего это словосочетание используется в отношении детей и подростков. Ткое поведение поддается корректировке путем лечения в специализированных клиниках или занятий с психологом, а также в исправительных колониях и специальных школах для несовершеннолетних.
Подростковый период сопряжен с множеством перемен и вызовов, как для самих подростков, так и для их окружения. Девиантное поведение подростков – это явление, которое привлекает внимание и вызывает обеспокоенность как родителей, так и общества в целом. Рассмотрим причины девиантного поведения подростков, его возможные последствия и методы предотвращения.
Причины девиантного поведения
Причины девиантного поведения могут быть разными: психические отклонения, воспитание в асоциальной или неполной семье, детском доме, отрицательное влияние улицы и т.д. Психические отклонения – психопатия, делинквентность (склонность к бродяжничеству) выявляются примерно у 40% подростков с девиантным поведением. Недостатки воспитания – в 75% случаев. Побеги из дома – это устоявшаяся модель поведения. Она формируется постепенно. Сначала ребенок убегает по явным причинам (страх наказания, обида на родителей), а потом он бежит потому, что ему такая жизнь начинает нравиться. Создается иллюзия свободы, взрослой жизни.
- Семейные факторы. Один из ключевых факторов – это семейная обстановка. Родительские конфликты, недостаток поддержки со стороны семьи, развод родителей могут оказать негативное воздействие на подростков и способствовать появлению девиантного поведения.
- Образование. Проблемы в образовательной среде, такие как неудачи в учебе, негативные отношения с учителями или сверстниками, могут привести к девиантному поведению подростков.
- Социальное окружение. Воздействие друзей и окружающей среды также является важным фактором. Если подросток оказывается в компании с девиантным поведением, он может поддаться влиянию и начать вести себя аналогичным образом.
- Психологические факторы. Некоторые подростки сталкиваются с психологическими проблемами, такими как депрессия, тревожность, низкая самооценка, что может привести к девиантному поведению в попытке справиться с этими проблемами.
Самый опасный возраст – переходный от детства к отрочеству. У большинства он начинается в 12-13 лет. До этого возраста у ребенка происходит наивное, детское восприятие мира. Он ласков с родителями, доброжелателен с учителями. Но уже после летних каникул при переходе в 6-7-й классы изменения налицо. Появляются определенные предпочтения в одежде, музыке, роду занятий.
Родительские наставления воспринимаются в штыки, на замечания учителей подросток отвечает агрессией и грубостью. Отчасти это связано с гормональными изменениями в период полового созревания. В это время появляются первые признаки девиантного поведения: курение, употребление алкоголя и наркотиков, воровство, объединение в компании, действия которых подходя под статьи уголовного кодекса, суицид, а в последнее время попадание под влияние экстремистских организаций или сект.
Отклонениями от нормы также считаются трудоголизм, зависимость от компьютерных игр и гаджетов, стремление к экстремальному селфи и видеосъемкам, участие в опасных квестах, сексуальные отклонения, булимия, анорексия.
Один из признаков изменения поведения подростка – стремление завоевать определенный статус в коллективе. Детям, которым родители с детства прививали любовь к спорту, активным видам отдыха, нормы здорового образа жизни, сделать это проще. Они физически развиты, могут постоять за себя. Зато детям, в которых взращены комплексы неполноценности из-за невысокого роста или субтильного телосложения, приходится всячески завоевывать интерес и уважение к себе не всегда положительными поступками.
Еще одна причина отставание личностного взросления от физического развития. Внешне подросток выглядит вполне сформировавшимся, но явно наблюдается инфантилизм. Ему хочется, чтобы его считали взрослым, он совершает «взрослые» поступки, но не понимает их опасности для общества и не несет ответственность.
Спровоцировать девиантное поведение может неосторожная критика взрослых. Подросток не может объективно оценивать свои возможности, часто завышает их, а на критику реагирует болезненно и может во взвинченном состоянии нагрубить, ударить, убежать из дома, примкнуть к плохой копании.
Низкий интеллектуальный уровень, задержка психического развития ведут к неуспешности в обучении и, как следствие, нежеланию учиться. В результате возникают конфликты с родителями, учителями, сверстниками. Подросток прогуливает школу, а освободившееся время тратит на совершение антиобщественных деяний.
В большинстве случаев подросток «перебаливает» в переходном возрасте, и к периоду юности отклонения в поведении сходят на нет. Но если этого не происходит, родителям нужно задуматься о лечении девиантного поведения.
Признаки девиантного поведения
Любые проявления в поведении, которые вызывают негативное отношение к ним у окружающих, а также нарушающие нормы морали и закон, определяются, как девиантное поведение. Девиантное поведение может проявляться редко, периодически или становиться стойким, постоянным. Последнее называется аутодеструктивным.
Девиантное поведение может проявляться в виде социальной дезадаптации, индивидуального, возрастного или полового своеобразия. Иногда за девиантное поведение ошибочно принимают особенности личности, темперамент, склонности к эксцентричному поведению. Но если эти проявления не приносят вред окружающим, не являются нарушением норм и законов, они не нуждаются в коррекции.
Последствия девиантного поведения подростков
- Ювенальная делинквентность. Девиантное поведение может привести к уголовной ответственности, создавая проблемы для подростка и общества в целом.
- Проблемы с образованием. Девиантное поведение часто сопровождается проблемами в учебе, что может повлиять на будущие перспективы подростка.
- Психологические и эмоциональные проблемы. Подростки, занимающиеся девиантным поведением, могут сталкиваться с повышенным уровнем стресса, тревожности и депрессии.
Профилактика девиантного поведения
Всем известно, что проще предупредить болезнь, нежели лечить ее. В отношении девиантного поведения тот же самый принцип. Чем раньше начать профилактику, тем меньше вероятность наступления отклонений в поведении, а если таковые и наступают, то проходят быстро.
В первую очередь нужно общаться с ребенком с самого раннего возраста. Дефицит общения с родителями – основная причина, заставляющая его искать круг знакомых на улице.
Воспитатели в детском саду, а затем и учителя в школе должны отказаться от формального отношения к детям. Каждый из них развивается индивидуально, в своем темпе, и это необходимо учитывать. К сожалению, в школах до сих пор ощущается нехватка психологов, а тренинги по саморегуляции поведения играют не последнюю роль в профилактике девиаций.
Обязательно должен проводиться регулярный мониторинг факторов риска. Жизнь не стоит на месте. Прогресс делает свое дело, как положительное, так и отрицательное. Потому и факторы риска меняются, появляются новые.
Семейное воспитание должно четко контролироваться. Ведь зачастую именно родители закладывают в чадо нормы поведения и формируют его психоэмоциональную сферу. Хорошо, если они делают это сознательно, видя перспективу. А если это происходит спонтанно, неизбежны дефекты в воспитании, избавлять ребенка от которых приходится воспитателям и учителям, а в худшем случае – инспекторам ПДН.
Таким образом, профилактика девиантного поведения заключается в вовлечении всех детей в общественную жизнь школы, коррекции их успеваемости, постановка на контроль тех, кто нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, индивидуальный подход к каждому, всестороннем анализе причин отклонения от нормы поведения и его коррекции.