Ребенок — изгой: разбор явления и поиски путей поддержки

Ребенок - изгой

В современном обществе мы сталкиваемся с различными социальными явлениями, и одним из них является статус «ребенок-изгой». Этот термин описывает ситуацию, когда ребенок чувствует себя отвергнутым, непонятым или исключенным в своем окружении. Подобные ощущения могут возникнуть по разным причинам, и важно понять, как общество и родители могут помочь таким детям преодолеть трудности и интегрироваться успешно.

Часто родители даже не подозревают, что их ребенка в школе травят. А из тех, кто узнает об этом, половина считает, что не стоит вмешиваться в конфликт, пусть ребенок сам найдет способы его уладить. И это неправильно. В случае конфликта один на один еще можно все пустить на самотек.

Но если против одного целый коллектив, его часть или один, но более сильный физически противник, без вмешательства взрослых не обойтись. В идеале это должен быть классный руководитель. Его обязанность – пресечь посягательства на слабого и не допускать такой ситуации впредь. Но зачастую учителя тоже не в курсе событий, потому только родители могут остановить обидчиков до того, как они нанесут вред здоровью и психике их ребенку.

Типичные дети жертвы — претенденты стать изгоями

Дети становятся изгоями по разным причинам. Некоторые из них могут быть связаны с семейными проблемами, такими как развод родителей, насилие в семье или недостаток внимания со стороны близких. Другие причины включают в себя образовательные трудности, социокультурные различия, а также буллинг в школе. Важно учитывать, что каждая ситуация уникальна, и для помощи ребенку необходимо установить и понять основные факторы его изгояния.

Любую ситуацию легче предупредить, чем потом искать выход из нее. Если знать, какие дети часто бывают изгоями, можно корректировать поведение своего ребенка. Больше всего подвержены издевательствам дети с физическими недостатками или задержкой психо-речевого развития. Они стеснительны общении или слишком открыты и доверчивы. Оба фактора, словно красная тряпка на быка, действуют на детей со склонностью к жестокости и насмешкам.

  1. Ситуация с детьми с ограниченными возможностями здоровья осложняется тем, что иногда и в своей семье они не слишком любимы. Родители их стесняются, считаю их заболевание какой-то своей неудачей. Боятся сами стать объектом сплетен и насмешек. И им совсем не до выяснения и удовлетворения психологических потребностей своего «не такого» ребенка и его защиты от нападок.
  2. Другая группа потенциальных изгоев – дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Они всячески привлекают к себе внимание взрослых и одноклассников своим девиантным поведением, агрессией, обращаются к одноклассникам по кличкам, а не именам. За это часто бывают побиты теми, кого обижали.
  3. Третья группа – дети, которые слишком привязаны к своим родителям и не социализированы.

Каковы бы не были причины издевательств, всегда жертва оказывается слабее физически, чем противники. Возможно один на один ей удалось бы одолеть противника, но в том то и беда, что травят всегда группой одного.

Модель поведения жертвы практически всегда одинаковая: она терпит побои, пинки, щипки, но не отвечает подобным. Для нее проще убежать, чем вступить в борьбу. Такой ребенок всегда один в то время, как другие ребята играют в командные игры или просто общаются друг с другом.

Ребенок — изгой: вызовы, проблемы и пути поддержки

Дети-изгои могут ощущать себя одинокими, неудачниками или несчастными в своих отношениях с окружающими. Одной из причин такого статуса может быть социальная изоляция. Это может произойти из-за отличий в интересах, внешности, культурных особенностей или даже из-за детских конфликтов. Подобная изоляция влияет на психологическое и эмоциональное состояние ребенка, что в долгосрочной перспективе может сказаться на его общественной адаптации.

Общество и семья играют ключевую роль в поддержке детей-изгоев. Родители должны обращать внимание на изменения в поведении своих детей и активно взаимодействовать с ними, выясняя причины возможных проблем. Важно создать безопасное пространство для выражения эмоций и чувств, а также активно участвовать в образовании, чтобы помочь ребенку развивать навыки социального взаимодействия.

Для предотвращения статуса «ребенок-изгой» необходима комплексная профилактическая работа. В школах следует проводить программы, направленные на создание дружественной и инклюзивной среды, где каждый ребенок может чувствовать себя важным и уважаемым. Также важна работа с семьями и обучение родителей навыкам эмоционального поддержания детей.

Действия родителей, если ребенок – изгой

  • Защитить ребенка от посягательств родители должны немедленно. Никаких раздумий, а не повредит ли их вмешательство еще больше. Но нужно и научить его не допускать подобного отношения к себе в дальнейшем. Он должен научиться защищаться, но при условии, что за спиной ощущается поддержка родителей. Они должны хвалить его за малейший шаг вперед, создавать условия для повышения самооценки ребенка и авторитета в коллективе.
  • Если у ребенка есть физический недостаток, нельзя заострять на этом внимания. С самого рождения его нужно воспринимать таким, какой он есть, не жалеть, а учить жить с тем, что дала природа. Тогда он будет расти и не зацикливаться на заболевании, следовательно, в нем не зародится неуверенность. Яркий пример тому – американец Ник Вуйчич, родившийся без ног и рук, но ставший знаменитым на весь мир, благодаря родительской любви. Он женился и уже сам воспитывает сына. Его жена совершенно здорова, а с Ником счастлива. Их любовь к сыну пробудила такое же чувство к нему и у окружающих.
  • А что стало бы с Ником, если бы родители жалели его, стеснялись показывать людям и обучали на дому? Он бы никогда не научился жить среди здоровых людей, не ощущая себя каким-то особенным, и стал бы затворником. Если при людях не заострять внимание на проблеме ребенка, к нему не будет повышенного интереса. Его естественное поведение быстро заставить перестать задавать вопросы про его заболевание, так как всем все станет и без слов понятно.
  • Ребенка нужно любить любого. Если он имеет физический недостаток, нужно найти в нем какое-нибудь достоинство или помочь развить способности и талант. Например, у человека нет ноги, но есть целых две замечательных умелых руки, благодаря которым он создает шедевры из бумаги, бисера, ткани. Девочка облысела с детства, зато прекрасно читает стихи и танцует, а короткая стрижка вообще в моде всегда.
  • Чтобы в семье ребенок чувствовал уважение к себе, нельзя забывать пожелать ему спокойной ночи, или не уделить несколько минут внимания его рассказу про одноклассников. Человека, который знает себе цену, трудно обидеть, так как он просто игнорирует притязания.
  • С обидчиками нужно поступать жестко: объяснить ему, какие статьи уголовного кодекса он нарушил, и чем ему это грозит. В случае, если уже произошло физическое насилие над изгоем, без вариантов, писать заявление в полицию. Обязательно нужно встретиться и с родителями обидчиков. Скорее всего, они сами подвергают ребенка физическим наказаниям, и он мстит за это более слабым.

Помогать нужно не только своему ребенку, но и его обидчику. Возможно, он еще больше страдает и испытывает домашнее насилие. В первую очередь должна состояться беседа школьного психолога или инспектора ПДН с его родителями. Обидчика и жертву можно подружить друг с другом, раскрыть их положительные черты. Может получиться так, что они подружатся. Какой бы способ не выбрали родители для того, чтобы уберечь ребенка от насилия со стороны сверстников, важно довести дело до конца.

Создание условий для успешной социализации детей — задача общества в целом. Понимание причин и последствий статуса «ребенок-изгой» позволяет разработать эффективные методы поддержки и включения. Важно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его присутствие ценно и важно для общества, создавая таким образом основу для здорового и устойчивого общества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Anima Vita
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: